Анатомо-физиологические особенности:норма и патология
Когда-то в древности, во времена строительства Вавилонской башни,
Бог, желая наказать людей за гордыню, смешал языки, лишив строителей
возможности понимать друг друга…Строительство башни так и не было
закончено, а самих строителей время разметало по всем странам… С тех
пор существует множество языков, но есть один, который мы всегда
пытаемся понять, и думаем, что всегда его понимаем.Это язык, на котором
говорят наши глаза. Иногда это единственный язык для общения — каждую
секунду в мире тысячи мам заглядывают в глаза своих новорожденных
малышей, пытаясь понять: как же он себя чувствует? Все ли у него
в порядке? Что он видит? Как он видит?
Они смотрят с радостью и с тревогой в эти новые глаза. Но глаза
маленького человечка отличаются от глаз взрослого, и как важно
правильно понять, что же нам говорят эти глаза…
Так чем же отличается глаз новорожденного ребенка от глаза взрослого?
В первую очередь надо знать, что у детей первой недели жизни
роговица может быть неполностью прозрачной — опалесцирующей — как при
отеке ткани- это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7
дней жизни, то это должно настораживать и быть поводом для обращения
к офтальмологу. Сама роговица у новорожденного имеет меньший диаметр-
примерно 9 мм, и приобретает «взрослые» размеры —11-11,5 мм — к 3-5
годам. Знание этой динамики важно при диагностике врожденной глаукомы,
при которой этот размер больше.
Во первые несколько месяцев жизни ( до 6 месяцев) мамы часто
замечают,что ребенок может долго смотреть на яркий свет. Это не должно
пугать, так как в первые месяцы жизни ребенка чувствительность роговицы
снижена. Многие читали повесть В.Короленко «Слепой музыкант» и помнят
ужас и отчаяние мамы, узнавшей, что ее ребенок слеп. Что же может
помочь нам оценить зрение новорожденного ребенка?
Во-первых, это «световая проба». Ширина зрачка у новорожденного
около 2 мм и его реакция на свет — незначительная. Но эту реакцию
необходимо выявить и оценить с рождения — в норме,при воздействии
света, зрачок должен сужаться, отсутствие же реакции на свет является
признаком слепоты. В связи с этим необходимо знать и динамику
зрительных функций детей, начиная с 1-го дня жизни. Кроме световой
пробы, о наличии зрения у детей говорит реакция кратковременного
слежения за движением яркого предмета, удаленного от глаз на расстояние
30-50 см. При этом ребенок сразу поворачивает голову и глаза в сторону
движения объекта. С каждой неделей жизни зрительные реакции постепенно
совершенствуются: реакция кратковременного слежения переходит в реакцию
устойчивого слежения ( 2-4 мес), далее,к году, формируется бинокулярное
зрение. Бинокулярное зрение позволяет воспринимать предметы
в трехмерно. Бинокулярное зрение не формируется при нарушении
глазодвигательного аппарата, в основном, при неврологической патологии,
когда развиваются различные виды косоглазия, однако, надо знать, что
небольшое периодическое отклонение одного из глазных яблок в первые
месяцы жизни — допустимо.
Что же касается количественной характеристики зрения, то с момента
рождения к 6 месяцам острота зрения увеличивается от простого
светоощущения, до десятых долей единицы. К 1-2 годам состоявляет
примерно 0,5 остроты зрения взрослого, а к 5 годам, при отсутствии
патологии, острота зрения ребенка равна остроте зрения взрослого.
Но самая частая проблема, по поводу которой родители обращаются
к офтальмологу, это патологи слезного аппарата. В первые дни жизни
может появиться клиника непроходимости носослезного протока из-за
нерассосавшейся пленки в нем. Основными симптомом при этом является
слезостояние, особенно при кормлении, плаче, на ветру. Вторично
присоединяются явления конъюнктивита, когда появляется гнойное
отделяемое, покраснение конъюнктивы и отек век. Характерно появление
выделений (чаще всего гнойных) из слезных точек при надавливании
на область слезного мешка (кнутри от внутреннего угла глаза) —
дакриоцистит новорожденного — воспаление слезного мешка.
Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание
которых дает возможность вывить отклонения, а своевременное обращение
к офтальмологу, позволит не только диагностировать заболевание, но и
предупредить его развитие. Проведение профилактических осмотров
в условиях мидриаза ( медикаментозного расширения зрачка) в возрасте
1-2 месяцев и в 1 год, позволяет уже на ранних этапах выявить различные
аномалии рефракции ( астигматизм, врожденная высокая дальнозоркость,
близорукость), провести их коррекцию, что является профилактикой
возникновения косоглазия. Учитывая, что формирование зрительного
анализатора наиболее интенсивно проходит в первые месяцы и годы жизни
и к 7 годам уже заканчивается, выявление патологии и лечебные
мероприятия должны проводиться как можно раньше.
Источник: http://www.mamadeti.ru/ |